5 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ ПОГОВОРЯТ С РЕБЁНКОМ О СЛОЖНОМ - И НЕ НАПУГАЮТ Психологи советуют говорить с детьми на разные сложные темы – о сложных эмоциях и событиях, которые их вызывают, например. Но трудно порой даже представить, как начать такой разговор, чтобы он не выглядел лекцией. Есть давняя хитрость – показать ребёнку фильм, который потом можно обсудить именно как придуманную историю. Вот несколько картин, которые помогут задуматься или обсудить непростые темы. «Заколдованная Элла», 2004 Экранизация книги писательницы Гейл Карсон Левайн, действие которой происходит в обычных сказочных декорациях. Тут есть эльфы и тролли, прекрасный принц и коварный советник – стандартный набор. Но эта сказка говорит об актуальных для современных детей вещах. Главная героиня, девушка по имени Элла, получает от феи дар послушания – то, чего другие люди только желают детям каждый праздник, для неё воплотилось в жизнь на 100%. С таким даром очень непросто жить, и Элла теряет личные вещи, достоинство, дружбу и много чего другого, пока не попытается взять свою жизнь в свои руки. Параллельно развивается история нового друга Эллы, эльфа, который борется со своим "предназначением". Все рождённые эльфами должны развлекать публику танцами, пением и цирковыми номерами. Это весело, конечно, а если эльф хочет стать адвокатом? Идти против представлений общества о предуготованном месте тебе в жизни очень непросто. Фактически, линия эльфа затрагивает также проблему малых народов – и это может оказаться не менее интересной темой, чем сам вопрос того, как взять жизнь в свои руки и почему мир так часто оказывается против этого. «Звёздочки на земле», 2007 Это очень длинный индийский фильм, который, вероятно, стоит смотреть с перерывами – но на детей он обычно производит огромное впечатление. Главный герой, мальчик Ишан, удивительно неприспособлен к обычной жизни. Он не умеет сам одеться, постоянно отвлекается, а главное – ему никак не даётся школьная наука, притом, что вроде бы с интеллектом у него всё в порядке. «Буквы танцуют», жалуется он учительнице на уроке, и класс смеётся. Всё это на фоне просто идеального старшего брата – отличника и спортсмена, который, кстати, обожает маленького Ишана и горячо ему сочувствует. Отец решает, что главная проблема - в дисциплине, и отвозит Ишана в закрытую школу для мальчиков, которая славится своим жёстким подходом к детям. Хотя Ишан находит в школе друга, он вскоре угасает – ему тяжело вдали от семьи, он чувствует себя брошенным, и он утратил из-за строго учителя своё главное увлечение – рисование. По счастью, учителя рисования заменяют, и новый учитель замечает состояние Ишана и проводит целое расследование, чтобы понять, почему Ишан всё время так подавлен. Хотя ключом к пониманию проблем у главного героя становится дислексия – неврологическая проблема, затрудняющая восприятие текста и выстраивание последовательностей, картина затрагивает страхи, знакомые каждому ребёнку. Страх неуспеха в школе, отчуждения родных – даже в самых дружных семьях ребёнок может переживать о таких вещах. К тому же Ишан сталкивается с сильным стрессом и депрессией – то и другое дети с энтузиазмом готовы обсудить. А после фильма дети практически всегда кидаются рисовать, настолько они впечатлены яркой и вдохновляющей концовкой. Ну да, конечно же, Ишан воссоединится с семьёй, и справится с учёбой, и снова будет радоваться жизни и рисовать. «Королевство кривых зеркал», 1963 Многие родители видят в этой картине только притчу о моральном облике пионера, но она куда глубже – потому и принимается многими современными детьми на ура. По сюжету девочка-сорванец не без недостатков оказывается в зазеркалье и знакомится там со своим отражением. На деле, если присмотреться, девочка словно раздваивается на светлую половину и тёмную. Первая то и дело читает мораль второй. Но по ходу действия оказывается, что каждый недостаток, если с ним правильно иметь дело, может быть сильной стороной. Авантюрность – смелостью и готовностью к действию, трусоватость – осторожностью и умением заметить опасность… И уж, конечно, у доброты и жажды справедливости в этой сказке не нашлось тёмных сторон, а они оказались присущи главной героине в любой её ипостаси. Такое «преображение» недостатков стало возможным потому, что и героиня, и её отражение держались вместе. Победить недостатки через ненависть к своей «слабой» стороне – плохая идея, давным-давно твердят психологи. А сказка показывает наглядно. «Милые кости», 2009 Как говорить с детьми о такой опасности, как сексуальные агрессоры, нападающие на детей? Непросто даже начать. Фильм «Милые кости» по роману Элис Сиболд говорит со зрителем на такую страшную тему ясно, точно – и очень деликатно. Это повествование от имени изнасилованной и убитой девочки, что кажется совершенно невозможным для фильма, который можно показать ребёнку школьного возраста – но и писательница, и режиссёр справились с задачей. Картина рассказывает и то, что агрессор чаще всего знаком ребёнку, и то, что привитая детям вежливость ко всем взрослым может быть очень опасной, и то, что агрессоры не останавливаются на одной жертве, если уж остались безнаказанными. Конечно, это не самое полное освещение проблемы – ведь зачастую агрессоры не убивают жертву, и далеко не всегда их постигает возмездие. И всё же для знакомства со сложной темой этот фильм кажется самым подходящим. «Лабиринт», 1986 Размеренное начало старой картины не захватывает внимания детей, но если зрители сумеют высидеть двадцать минут, то сами не заметят, как втянутся в эту странноватую историю. Девочка по имени Сара, как часто бывает у подростков, сердится на братика, с которым ей приходится сидеть в очередной раз – и желает, чтобы его похитили гоблины. Они и похищают, так что Саре нужно пройти полный опасностей и иллюзий лабиринт, чтобы вернуть брата. Видимое против настоящего – постоянный мотив всех поворотов сюжета, и особенно ярко это противостояние раскрывается в конце фильма, когда король гоблинов произносит свою знаменитую речь: бойся меня, люби меня, и я исполню все твои желания! С такими речами девочка встретится не раз в жизни, и Сара даёт самый верный ответ: нет надо мной твоей власти, король гоблинов! Она уже успела понять цену иллюзиям. Фильм говорит со зрителями не только о том, как голову морочат. Он затрагивает темы хордерства и критического несовпадения мотивов, а ещё в нём встречаются логические задачки, которые приводят детей в восторг – и потом им на «ура» идут похожие головоломки и вне фильма. Текст: Лилит Мазикина специально для проекта "Ресурсная психология" Кадр из фильма "Лабиринт" #просвещённыеродители #кино #разговор

Теги других блогов: дети фильмы сложные темы